Конспект урока по географии "природные зоны россии"

Краткосрочное планирование. Урок 60.

Тема урока: Практическая работа № 6 «Составление плана описания и творческая характеристика природной зоны своего края»

Цель урока: Использование знаний о природных зонах и комплексах на практике.

Задачи урока: 1. Активизировать знания

2. Научиться отбирать информацию о природной зоне и природном комплексе нашего края

3. Оценить уровень овладения учебным материалом

Ожидаемый результат : Самостоятельный отбор информации, анализ и синтез, умение применять знания и навыки на практике.

Выброс результата, научность, достоверность, презентабельность.

Ресурсы: дифференцированные задания, карты атласа, модельные ответы.

Этапы урока

Оценивание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

Приветствует учеников

Психологический настрой

Формирование групп

Приветствуют учителя

Формирование групп по данным социограммы.

2. Мотивационный этап

Проблемный вопрос:

Представьте, что вы – глава фермерского хозяйства. И вы захотели выращивать в Павлодарской области страусов – быстро растут, много мяса, несут огромные яйца – выгода, да и только. Сможете? Почему?

Какой выход должен быть? Предложения!

Вывод устный : чтобы планировать хозяйственную деятельность надо знать особенности ПЗ края.

3. Операционный этап

Организует практическую работу и взаимопроверку.

Выполнение програмной пр/р №6.

Индивидуальная работа.

Дифференцированные задания.

Перерыв на физкультминутку.

Взаимопроверка и взаимооценка практической работы по модельному ответу. ТиО проверяет учитель.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Задает вопросы

Нарисуйте кувшин и отметьте заполненность кувшина такую, на сколько вы поняли, знаете тему «Географическая оболочка».

Запишите, чтобы вы еще хотели узнать по данной теме?

Эссе на тему «Взаимоотношение человека и природы»

Дифференцированные задания для практической работы №6.

Практическая работа № 6 «Составление плана описания и творческая характеристика природной зоны своего края».

Цель работы:

    Формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами в природной зоне.

    Выявление влияния рельефа, географического положения, климата на компоненты природной зоны.

    Описание изучаемого комплекса.

    Проверка умения применять знания и навыки на практике.

III -й уровень Оценка «3»

II -й уровень Оценка «4»

I -й уровень Оценка «5»

Задания повышенной трудности

1. Географическое положение (в какой части Казахстана, в каком поясе).

2. Рельеф (горы или равнины)

3. Влияние климата на природную зону (какие зима и лето).

4. Влияние подземных и поверхностных вод на природную зону (какие реки и озера есть, используют ли люди для своей деятельности подземную воду)

5. Описание почв.

Вывод (на сколько зависят в природном комплексе друг от друга природные компоненты)

1. Географическое положение

2. Рельеф.

5. Почвы, растения и животные природной зоны

6. Какими природными ресурсами богата природная зона.

1. Географическое положение, рельеф.

3. Почвы, растения и животные природной зоны

7. Экологические проблемы природной зоны.

4. Экологические проблемы.

Модельные ответы.

III -й уровень Оценка «3»

II -й уровень Оценка «4»

I -й уровень Оценка «5»

1. Географическое положение.

2. Рельеф равнинный .

3. Влияние климата на природную зону.

4. Влияние подземных и поверхностных вод на природную зону.

5. Описание почв.

6. Растения и животные природной зоны.

7. Какими природными ресурсами богат комплекс. .

Вывод:

1. Географическое положение. Павлодарская область расположена на севере Казахстана, в умеренном поясе.

2. Рельеф равнинный .

3. Влияние климата на природный комплекс. Зима холодная, лето солнечное, жаркое. Осадков мало.

4. Влияние подземных и поверхностных вод на природную зону. В нашем крае протекает река Иртыш. Зимой она замерзает, Весной, когда снег тает,выходит из берегов. Питание реки – дождевое, снеговое, подземными водами. В Павлодарской области есть озера: Мойылды, Маралды, Джасыбай и др.В деревнях и селах нашего края используется подземная вода для питья, полива.

5. Почвы, растения и животные природной зоны. Плодородный чернозем и каштановые почвы. Растительный мир представлен травянистым покровом, но возле Иртыша много деревьев: тополь, береза, ель, ива. Животный мир – это зайцы, волки, рысь, много птиц: воробьи, скворцы, ласточки, в Иртыше много разной рыбы: карась, карп, сазан, линь и др.

6. Какими природными ресурсами богат комплекс. Наш край богат землей, водами, почвами лесом, полезными ископаемыми (уголь, соль, золото, песок, глина) и др .

7. Благоприятен или неблагоприятен природный комплекс для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Вывод : все компоненты природного комплекса взаимосвязаны между собой. Если изменить один компонент, изменится весь комплекс в целом.

1. Географическое положение, рельеф, горные породы и особенности их расположения. Павлодарская область расположена на севере Казахстана, в умеренном поясе. Рельеф равнинный .

2. Влияние климата, подземных и поверхностных вод на природную зону.

3. Почвы, растения и животные природной зоны. Плодородный чернозем и каштановые почвы. Растительный мир представлен травянистым покровом, но возле Иртыша много деревьев: тополь, береза, ель, ива. Животный мир – это зайцы, волки, рысь, много птиц: воробьи, скворцы, ласточки, в Иртыше много разной рыбы: карась, карп, сазан, линь и др.

4. Какими природными ресурсами богата природная зона. Наш край богат землей, водами, почвами лесом, полезными ископаемыми (соль, золото, песок, глина) и др .

5. Благоприятен или неблагоприятен природный комплекс для жизни и хозяйственной деятельности человека. Да. Здесь можно выращивать зерновые, а также заниматься животноводством, выращивать коров, лошадей, овец и других домашних животных

6. На сколько человек изменил природную зону.

7. Экологические проблемы природного комплекса.

Вывод : все компоненты природного комплекса взаимосвязаны между собой. Если изменить один компонент, изменится весь комплекс в целом.

1. Географическое положение, рельеф, горные породы, климат, подземные и поверхностные воды природной зоны. Павлодарская область расположена на севере Казахстана, в умеренном поясе. Рельеф равнинный . Зима холодная, лето солнечное, жаркое. Осадков мало. В нашем крае протекает река Иртыш. Зимой она замерзает, Весной, когда снег тает,выходит из берегов. Питание реки – дождевое, снеговое, подземными водами. В Павлодарской области есть озера: Мойылды, Маралды, Джасыбай и др.В деревнях и селах нашего края используется подземная вода для питья, полива.

2. Почвы, растения и животные и природные ресурсы природной зоны. Плодородный чернозем и каштановые почвы. Растительный мир представлен травянистым покровом, но возле Иртыша много деревьев: тополь, береза, ель, ива. Животный мир – это зайцы, волки, рысь, много птиц: воробьи, скворцы, ласточки, в Иртыше много разной рыбы: карась, карп, сазан, линь и др.

3. Влияние человека на природную зону. Наш край благоприятен для проживания людей. Здесь есть города: Павлодар, Аксу, Экибастуз, много сел и деревень. В городах развита промышленность, добываются полезные ископаемые. В селах люди занимаются сельским хозяйством, выращивают овощи, фрукты, зерновые, пасут скот. Природная зона степи сильно изменена человеком.

4. Экологические проблемы. Деятельность человека сильно влияет на природную зону. Идет загрязнение среды, загрязняется Иртыш, озера, воздух, ухудшаются почвы, вымирают растения и животные. Из-з распашки земли животным негде жить.

5. Составить розу ветров природной зоны (за ноябрь).

6. Составить график среднегодовых температур по природной зоне своего края.

Вывод: все компоненты природного комплекса взаимосвязаны между собой. Если изменить один компонент, изменится весь комплекс в целом.

Среднемесячная температура в Павлодарской обл.

«Тундра и лесотундра» - В чем отличие от расположения зоны арктических пустынь (1)? Опишите климатические условия в зоне тундры и лесотундры. 3. Лесотундра. Пушица. Опишите ГП зоны тундр (2) и лесотундр (3). Ямало-Ненецкий АО, Приполярный Урал. Долины рек Пур и Таз. Тундра. Ямало-Ненецкий округ.

«Засушливая зона» - Схема нагревания Земли. Обитатели пустынь. Влажный и сухой сезон. В саванне. От чего зависит изменение природных зон на Земле? “Засушливые зоны жаркого пояса”. Тема урока: Жарко целый год. Особенности климата. Виды пустынь. Барханы Оазис Саванна. Учитель: Данилова И.В. МОУ гимназия № 32. О какой природной зоне идет речь?

«Природно-территориальный комплекс» - Компонентов природы. Природная зона – как природно-территориальный комплекс. Взаимосвязанных. Природная зона -. Птк -. Животный мир. Автор Учитель географии Захарова Е.А. Задание. Для предложенных территорий заполните ниже приведенную таблицу. Почвы. Цель – доказать, что природная зона является ПТК.

«Природная зональность» - Учение о природных зонах. Составьте характеристику природной зоны. Название и географическое положение. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Как человек использует природу природных зон? Изучение нового материала. Скажите какое воздействие на природу осуществляется человеком? Что такое косвенное и прямое воздействие на природные зоны?

«Природные зоны мира» - Спети (пампа). Пиранья. Природные зоны Южной Америки. Колибри. Дикие свинки- пекари. Лама. Г. Выпадает наибольшее количество осадков: 3000 мм и более. Проверка работ. 1.Игрунка(обыкновенная) 2. Коата 3. Капуцин 4. Игрунка Жоффруа. Высотная поясность – это… Вспомним. Пясутын. Запад материка 2,3,5,7. В чем ценность экваториальных влажных лесов?

«Природная зона Тундра» - Географическое положение. Реки в летнее время многоводны. Города в тундре: Норильск, Мурманск, Нарьян-Мар. Во тьме полярной ночи, тундра кажется безжизненной голой пустыней. Обилие влаги – результат малой испаряемости. На юге тундры местами доходят до Северного полярного круга. Теплый период. Хозяйственное использование и проблемы нарушения целостности ПК.

Всего в теме 14 презентаций

Географическое положение;
занимает юг европейской части страны и Западной Сибири.
- климат: средние температуры января и июля, суммарная радиация, продолжительность тёплого и холодного периодов, количество осадков и их распределение по сезонам года, коэффициент увлажнения;
Осадков здесь выпадает мало - от 300 до 450 мм, примерно столько же, как в зоне тундры. Коэффициент увлажнения в зоне степей изменяется от 0,6-0,8 у северной границы до 0,3 на юге. Летние температуры июля высокие(средняя температура июля составляет +21...+23°С). Средняя температура января на западе Восточно-Европейской равнины -5°С, восточнее Волги -15°С, у Красноярска около -20°С. Сумма активных температур составляет 2200-3400°С.
- рельеф;
Наиболее типичные степные ландшафты - то плоские, то расчлененные сетью оврагов и балок равнины.
- годовой сток;
Поверхностный сток в степях незначительный, так как осадков мало, а испаряемость очень велика, поэтому мелкие реки степной зоны маловодны, во второй половине лета они сильно мелеют, а иногда и пересыхают. Крупные реки начинаются далеко за пределами зоны.
- почвы, их основные свойства;
В степи распространены черноземы с очень темной окраской и с зернистой структурой. Мощность перегнойного горизонта в них - 50-80 см. В бассейне реки Кубань этот горизонт достигает даже 1,5 м. Черноземы - самые плодородные почвы нашей страны. В южной полосе степей распространены темпо-каштановые почвы, они менее плодородны и нередко засолены.
- растительный и животный мир, их приспособленность к данным природным условиям;
До начала их интенсивного сельскохозяйственного освоения они были покрыты травянистой степной растительностью с преобладанием ковыля. Преобладание травянистой растительности связано с недостаточным увлажнением для формирования лесов. Среди животного мира преобладают различные мелкие грызуны - суслики, сурки, тушканчики, хомяки, полевки. Небольшие размеры являются приспособлением для жизни среди трав. Преобладание грызунов объясняется большим количеством корма для них.
- сельское хозяйство;
Степь - главная зерновая житница страны, именно поэтому она практически полностью распахана. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие важные культуры. На западе зоны развиты садоводство и виноградарство.
- особо охраняемые компоненты природы.
Малоизмененные природные комплексы лесостепной и степной зон охраняют и изучают в заповедниках: Курском, Воронежском, Галичья Гора, Хоперском, Жигулевском, Оренбургском и Даурском. Все они имеют лесные массивы и участки степей: леса растут в долинах рек, балках, оврагах, а степи сохранились на склонах эрозионных форм рельефа. Самые крупные и разнообразные степи - в Оренбургском заповеднике, созданном в 1989 г. на сохранившихся изолированных участках степей Заволжья, Предуралья, Южного Урала и Зауралья. Много видов растений и животных степей внесены в Красные книги.

Просмотров