С точки зрения географа. Основные понятия и определения. Изучение нового материала

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Поэтому системный подход является важной особенностью этого образования. Точно так же многодисциплинарный подход к проблеме является частью понимания комплекса и, следовательно, хорошо подходит к экологическому образованию в интересах устойчивого развития.

Окружающая среда, пространство, территория, окружающая среда, удобства, организация космоса, участники космоса остаются основными концепциями. Экологическое образование в интересах устойчивого развития не должно становиться «экологическим катехизисом» или обучением. Подобно тому, как гражданское образование направлено на то, чтобы создать у учащихся достаточный потенциал, таким образом, готовя интеллектуальных и свободных граждан, экологическое образование для устойчивого развития должно воспитывать граждан, чтобы думать о сложности мира, оставляя свободный выбор, который они считают наиболее подходящим для примирения демократии, социальной справедливости, экономического прогресса и рационального управления территориями.

Сравнивать глобус и карту полушарий, находить условные знаки на карте полушарий, обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества, составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий, извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать понятие о географии и географических объектах, историю создания карт в мире и в России, глобус как модель Земли, элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба), материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - ставить и формулировать проблемы, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Р. - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К. - формулировать собственное мнение и позицию и координировать еȅ с позициями портнȅров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Личностные результаты

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно - познавательные мотивы.

Основные понятия и определения

География. Географи-ческие объекты. Глобус. Карта

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что изучает наука география. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения географа, использовать глобус и карту для по-лучения информации о Земле.

Вспомни, что такое глобус и карта. Подумай, для чего нужно уметь ими пользоваться.

Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, го-рода, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Изучение нового материала

География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка озна-чает «землеописание». Оно образовалось из двух слов: «ге» — Земля и «графо» — пишу. Геогра-фия очень древняя наука. Учёные-географы и путешественники на протяжении тысяч лет ис-следовали и описывали нашу планету.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ

С точки зрения географа, мир — это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов. География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.

Хотя название науки переводится как «земле-описание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, в одних районах пла-неты круглый год лежит снег, а в других рас-тут вечнозелёные леса. Почему в одних странах основным источником доходов является ловля рыбы, а в других — добыча нефти...

Как интересно вслед за учёными-географами отправиться в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта.

По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географи-ческих объектов — материков, островов, морей, рек, озёр и т. д., а их изображение становилось всё более правильным.

Современные географические карты очень раз-нообразны. Например, различают физические и политические карты. Кроме того, на одних кар-тах показана поверхность всей Земли, а на дру-гих — только какая-нибудь её часть.

Осмысление и понимание полученных знаний

1.Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физиче-ской карте, на политической карте?

2.Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём разли-чие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?

3.Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.

4.Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.

5.С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее поль-зоваться

Очень интересна карта полушарий! На ней изображены две половины земного шара — по-лушария, западное и восточное. Как будто гло-бус разделили пополам и перенесли на лист бумаги! Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные.

Работая с картами, обращайте внимание на их масштаб. Масштаб показывает, какое рас-стояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.

Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах

Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она назы-валась «Большой чертёж». На ней было показа-но 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К со-жалению, сама карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием — «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.

Обсудим!

Один географ написал такие слова: «Несомнен-но, карты принадлежат к великим творениям че-ловеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?

Проверь себя

1.Что изучает география? 2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

3.Что тебе известно об истории создания гло-буса и географических карт? 4. Докажи на при-мерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Вывод

География изучает природу земной поверхно-сти, население и его хозяйственную деятель-ность. В географии широко используются глобус и географическая карта, которые по праву считаются одним из самых замеча-тельных изобретений человечества.

Мир глазами географа -1

Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озера, страны, города, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Ответ. В переводе с греческого «география» означает «землеописание».

Это слово образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо» - пишу.

«Ге» – это сокращение от «Гея» – так звали греческую богиню, покровительницу Земли. География - это наука о Земле, которая изучает её природу, население и его хозяйственную деятельность. Изучают географию географы. Географ - специалист по географии.

На земном шаре находятся водные пространства (океаны) и суша (материки). Океанов всего – 4, материков – 6. Вода занимает большую часть планеты. Материки отличаются друг от друга своими размерами, поверхностью (можно встретить равнины, горы). На материках находятся реки, озёра. Разнообразные народы, проживающие на материках, образуют страны со своими городами. Самые крупные города России – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск.

1. Вспомните, с какими видами географических карт вы работали. Что показано на физической карте, на политической карте?

Ответ. Мы работали с физической картой России, физической и политической картой Европы, картой Золотого кольца России. На физической карте можно увидеть равнины, горы, реки, моря, озёра, океаны. Можно определить рельеф, высоту над уровнем моря. Можно определить направления, определить расстояние между городами, странами и т.д. На политической карте показаны страны, их столицы. Можно сравнить размеры стран, посмотреть кто с кем граничит

2. Сравните глобус и карту полушарий. В чем их сходство?. В чем различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?

Ответ. Сходства. Во-первых, это на карте и глобусе одинаково изображены страны, города, моря, океаны, реки, озера, континенты и меридианы. Если сказать одним словом, то одинаково изображен рельеф Земли. Во-вторых, информация на карте и глобусе абсолютно одинаковая.

Отличия. Глобус-модель Земли. Он наиболее точно передаёт её форму, а так же месторасположение материков и океанов, островов и полуостравов, равнин и гор, а карта - это изображение земной поверхности на плоскости выполненная в определенном масштабе. карта имеет свои искажения и в сравнение с ней глобус более точно передаёт поверхность нашей планеты.

Карты более подробные и в зависимости от цели можно использовать разные карты (полушарий, физические, политические), разных участков Земли (отдельного материка, города).

3. Вспомните знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.

Ответ. Все, что можно увидеть на карте, называется географическими объектами. Все они уменьшены в тысячи и миллионы раз и показаны условными знаками. Внизу карты видна разноцветная полоска. Это шкала высот и глубин, выраженная в метрах. За начальную высоту – 0 метров – принят уровень Мирового океана. Зеленым и желтым цветом на картах показаны равнины.

Зеленым цветом окрашены низменные равнины. По шкале высот определите, на какой высоте они расположены? (до 200 м). Примером низменных равнин являются крупнейшие равнины мира – Амазонская низменность, сопоставимая по площади с материком Австралия, и Западно-Сибирская равнина – равнина, на которой мы с вами живем.

Желтым цветом показаны возвышенные равнины. По условным знакам на карте определите их высоту. (до 500 м). Примером является Валдайская возвышенность, где берет начало великая русская река Волга.

Есть равнины, лежащие ниже уровня моря, то есть ниже о метров. Каким цветом они показаны на карте? (темно-зеленым).

Коричневым цветом показаны горы. Глубина морей и океанов тоже неодинаковая. Чем глубже океан, тем синий цвет темнее, чем океан мельче, тем синий цвет светлее. Стрелками на карте показаны теплые и холодные течения. Вода в течениях движется подобно речному потоку и бывает либо теплее окружающей воды – теплые течения, либо холоднее – холодные течения. Синими извилистыми линиями показаны реки, пятнами – озера.

Кроме того, на карте можно увидеть большие массивы движущегося льда это ледники. Они обозначены белым цветом.

Города показаны кружочками.

Точками на картах обозначены отдельные горные вершины и впадины в океанах. Рядом с цифрами показана их высота или глубина.

4. Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте.

Ответ. Все объекты на карте нужно показывать с помощью указки. Стоять у карты нужно вполоборота, чтобы одноклассникам было видно.

Правила показа на карте различных объектов: 1) границы страны обводятся указкой по замкнутой кривой; 2) города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к названию города на карте; 3) реки показываются по течению от истока к устью; 4) направления военных походов и передвижений - по имеющимся на карте стрелкам. При обращении к карте важно не только правильно показать изучаемый объект на карте, но и словами определить его местоположение.

5. С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться.

Ответ. На Земле четыре океана: Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский. Материки: Северная и Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия, Антарктида. Экватор делит Землю на северное и южное полушарие. Поверхность Земли неровная – имеются равнины, возвышенности и горы. Глубина морей и океанов неодинаковая – есть более глубокие и более мелкие.

Как источник информации глобус и карта равнозначны. На них можно найти материки, океаны, реки, озера, равнины, горы, Но они имеют отличия. В отличие от географических карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому последний удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. В то же время глобус. если брать его обычные размеры, имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно.

При измерении географическая карта намного удобнее глобуса, поскольку последний требует использования при измерении расстояний гибкой линейки. Хотя некоторые глобусы уже изначально оборудованы линейками, изогнутыми в виду дуги.

С. 26. Обсудим!

Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям географической мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните.

Ответ. Я согласен с этим утверждением. Людям стоило огромного труда создать карты земной поверхности и карты морей и океанов. Когда создавались первые карты, еще не было самолетов, люди не покорили космос. Расстояния измерялись приблизительно, также создавались очертания объектов. Постепенно с расширением знаний людей о мире карты менялись. Всё, что человек знает о мире, отражено в картах. Сейчас карты могут быть самые разные.

С. 26. Проверь себя

1. Что изучает география?

Ответ. География изучает природу земной поверхности, население Земли и его хозяйственную деятельность.

2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

Ответ. Глобус - вращающаяся модель земного шара. На глобусе можно узнать расположение континентов, стран, океанов, понять почему меняются времена года, день сменяется ночью, пути международных экспедиций.

А географическая карта - изображение ограниченной части Земли в определенном масштабе. На ней более подробно указано расположение возвышенностей и низменностей, рек, стран, городов, и т. д.

3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?

Ответ. На старинных глобусах и картах не были изображены многие географические объекты. Их стали наносить на карты по мере изучения Земли. Созданием первого глобуса прославился немецкий географ и путешественник Мартин Бёхайм (1459–1507). В 1492 году он изготовил глобус «Земное яблоко» диаметром 54 сантиметра, отобразивший наиболее передовые географические представления того времени (накануне открытия Нового Света) о поверхности Земли.

Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она называлась большой чертеж. На ней было показано 400 городов, 880 рек, около 60 озер.

4. Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Ответ. Есть физическая и политическая карты мира, физическая карта Африки, физическая карта России. Карта полушарий изображает поверхность земного шара, поделённую на западное и восточное полушарие. На ней наиболее точные изображения географических объектов.

С. 27. Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: география, географ.

Ответ. География - это наука о Земле, которая изучает её природу, население и его хозяйственную деятельность. Изучают географию географы. Географ - специалист по географии.

2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту»)

Ответ. Земля большей частью покрыта водой. Это Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океан.

Земля - это планета шести континентов. Все континенты - удивительные, разные, Ни один нельзя назвать более красивым, чем другой. Даже Антарктида с ее ледяными просторами прекрасна. Полярники, возвращаясь домой, через месяц начинают тосковать по ее красотам.

Земля - это планета лесов и рек, пустынь и морей степей и, гор. Сколько ни выдумывай, лучшего творения. чем планета земля представить невозможно.

Земля - планета людей. Все мы - разные. У нас разные языки, разные традиции и вера, разный цвет кожи, разная еда, а планета у нас одна. И глядя на глобус, я понимаю, до чего же она маленькая и хрупкая. Чтоб сберечь эту маленькую планету, надо начать с того, что по силам каждому: бережно относиться к воде, к окружающей природе, не жечь зря костры, и еще много небольших добрых дел можно совершать ежедневно, чтоб сохранить наш общий дом.

3. В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о рекордах Земли: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т.д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1–2 из этих географических объектов.

Самая длинная река - Амазонка 6992 км.

Самое глубокое озеро в мире - сибирское озеро Байкал. Его средняя глубина - более 700 метров, а максимальная - 1741 м. Средняя ширина - десятки километров. Горы на противоположном берегу словно повисли над туманной дымкой, которая стелется над поверхностью воды. А в длину озеро Байкал 636 км. Местные жители называют Байкал морем. Вода в озере чистая и прозрачная. В тихую и солнечную погоду дно видно сквозь тридцатиметровый слой воды. Сотни рек и речушек несут в Байкал свои воды. Вытекает из него только одна река Ангара - приток сибирской реки Енисея.

Самые высокие горы на Земле - Гималаи. Там находится высочайшая вершина мира - Джомолунгма (8848 м над уровнем моря). Даже в Гималаях она кажется гигантом. Опытные альпинисты разных стран не раз пытались покорить великана, но мороз, туманы, пурга заставляли их отступать. Воздух на высоте так разряжен, что каждое движение даётся с огромным трудом. Без специального кислородного аппарата подъём на вершину невозможен.

Просмотров