Классный час что делает человека сильным. Классный час "быть человеком". II. Разыгрывание и обсуждение ситуаций

Цели :

  • Образовательная: Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.
  • Развивающая: Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.
  • Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.

Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «сердце», «плакса», «равнодушие»; индивидуальные карточки.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть.

Классный час сейчас начнём
И беседу поведём
О словах о важных,
Дорогих, отважных,
Трудовых и строгих,
Скромных и убогих.

– Я – человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)

Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М. Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».

Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание – человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.

– Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я – человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)

Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? (о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).

То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком) . Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.

Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
В своём городе ты?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому!

– Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то плаксу. А кто останется равнодушным, пустой листок.

2. Основная часть.

Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» - означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.

1 уч-ся:

Поди узнай, поди пойми,

Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз.
Его зовут – стоит, как пень,
Как будто в землю врос.

2 уч-ся:

Смотри, не пей сырой воды,
Советует сосед.
Один стакан, потом другой
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?

3 уч-ся:

Придёшь обедать к 3 часам, –
Ему сказала мать.
Он пробурчал: – я знаю сам,
А сам явился в 5.
Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
– Когда я вас не слушаюсь,
То выгляжу взрослей.

– Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким, как Андрюшка?

Дети: Егор, будь человеком!

– Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).

Слайд 1 – Итак, правила вежливости, прочитаем хором.

  • Будь внимательным к людям.
  • Не будь грубым.
  • Не причиняй другому неприятностей и обид.

– Неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Любочка» и скажите, каким же надо быть человеком?

4 уч-ся:

Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг.
Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придёте в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:
– У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае – она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.
Говорит она толкаясь: – Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке: – Это детские места.
– Ну, садись, – вздыхает та.
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Вот какая Любочка во всей своей красе.
Случается, что девочки бывают очень грубыми,
Хотя необязательно они зовутся Любами.
– Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): Может мне быть таким, как Любочка?

Дети: Егор, будь человеком.

– Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).

Слайд 2: – Прочитаем хором, запомним и будем такими же.

  • Помогай тому, кому трудно.
  • Будь трудолюбивым и отзывчивым.
  • Уважай старших, помогай малышам.
  • Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

– Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека – это значит:

  • быть готовым оказать ему помощь;
  • вежливо разговаривать;
  • сидеть за одной партой в классе;
  • вместе играть на переменах.

– А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.

Игра «Словарь волшебных слов».

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).
  5. Когда вас бранят за шалости, говорите… (прости, пожалуйста).
  6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания).

Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).

– Прочитаем хором. Слайд 3

  • Будь вежлив на словах и на деле.

– Ребята, а у нас в классе есть дети, которые не знают волшебных слов?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким человеком?

Дети: Егор, будь вежливым человеком.

– Скажите, вежливый человек может быть злым?

Дети: Нет.

– Почему? (ответы уч-ся).

Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.

5 уч-ся:

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

6 уч-ся:

Землю обогнули тоненькие нити
Нити параллелей и зелёных рек.
Протяните руку, руку протяните

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки даже тает снег.

Станет добрым и весёлым хмурый человек.
– Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – А может мне быть таким?

Дети: Егор, будь добрым человеком.

Слайд 4:

  • Будь добрым.
  • «Сейте разумное, доброе, вечное…» – сказал когда-то поэт Н.А. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
  • Дари радость и улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В. Шаинского «Улыбка».

Исполняется песня «Улыбка».

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её – доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.

7 уч-ся :

Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей.
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
Совершите чудо, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил человек.
Это так чудесно, если с вами рядом
Улыбнулся незнакомый хмурый человек.

– Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – настоящий человек.

3. Заключительная часть.

А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да – поднимите зелёную карточку, если нет – красную. Работаем в паре.

Игра «Вежливо-невежливо».

  • Говорить грубые слова.
  • Обижать маленьких.
  • Поиграть с младшей сестрой или братом.
  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь пожилому перейти дорогу.
  • Заплатить за проезд в автобусе.
  • Помыть дома посуду, сходить в магазин.
  • Жаловаться на других.
  • Не уступить место в автобусе взрослому.
  • Сказать «спасибо».

– Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)

– Вспомните произведение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? (о простом парне, который во время пожара спас девочку)

Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)

Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)

– Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (инд. работа) Проверка Слайд 5.

А какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)

Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.

8 уч-ся:

Куда подует ветер, туда и облака.
По руслу протекает послушная река.
Но ты человек, ты сильный и смелый.
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой.
Теперь не доверяют как прежде чудесам.
На чудо не надейся, судьбой командуй сам.

– В удушье городов в наш беспокойный век
Почувствовать дыхание природы
Способен настоящий человек,
Влюблённый в состояние свободы.
Настоящий человек деньгами не богат,
Он в них кумира видеть не умеет.
Сокровища души – его бесценный клад,
Который никогда не оскудеет.
Настоящий человек умеет отдавать
И оттого становится богаче.
Настоящий человек не станет унывать,
Решая в жизни сложные задачи.
Настоящий человек лишь добрые дела творит,
Отвергнув мелочные страсти.
Настоящий человек не может делать зла.
И потому я всем желаю счастья.

– Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, то плаксу. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. Слайд 6 (небольшая беседа о выборе).

– Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо – дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.

Слайд 7:

– Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек».

Цели.

Образовательная:

  • Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.

Развивающая:

  • Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.

Воспитательная:

  • Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.

Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «сердце», «плакса», «равнодушие»; индивидуальные карточки.

Ход занятия.

  1. Вступительная часть.

Классный час сейчас начнём

И беседу поведём

О словах о важных,

Дорогих, отважных,

Трудовых и строгих,

Скромных и убогих.

Я - человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)

Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М.Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее - от человека».

Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание - человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.

Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я - человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)

Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? (о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).

То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком) . Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.

Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды.

Может, вырастил деревце

В своём городе ты?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому!

Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то плаксу. А кто останется равнодушным, пустой листок.

2.Основная часть.

Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» - означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.

1уч-ся

Поди узнай, поди пойми,

Он всех в один несчастный день

Чуть не довёл до слёз.

Его зовут - стоит, как пень,

Как будто в землю врос.

2уч-ся

Смотри, не пей сырой воды,

Советует сосед.

Один стакан, потом другой

Андрюша пьёт в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

3уч-ся

Придёшь обедать к 3 часам,-

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - я знаю сам,

А сам явился в 5.

Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

Когда я вас не слушаюсь,

То выгляжу взрослей.

Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким, как Андрюшка?

Дети: - Егор, будь человеком!

Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).

1слайд - Итак, правила вежливости, прочитаем хором.

* Будь внимательным к людям.

* Не будь грубым.

* Не причиняй другому неприятностей и обид.

Неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Любочка» и скажите, каким же надо быть человеком?

4уч-ся

Кто не знает Любочку? Любу знают все.

Девочки на празднике соберутся в круг.

Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!

Кружится и юбочка, и ленточка в косе.

Все глядят на Любочку, радуются все.

Но если к этой Любочке вы придёте в дом,

Там вы эту девочку узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:

У меня уроков много, я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае - она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.

Говорит она толкаясь: - Фу! Какая теснота!

Говорит она старушке: - Это детские места.

Ну, садись, - вздыхает та.

Синенькая юбочка, ленточка в косе.

Вот какая Любочка во всей своей красе.

Случается, что девочки бывают очень грубыми,

Хотя необязательно они зовутся Любами.

Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким, как Любочка?

Дети: - Егор, будь человеком.

Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).

2 слайд: - Прочитаем хором, запомним и будем такими же.

* Помогай тому, кому трудно.

* Будь трудолюбивым и отзывчивым.

* Уважай старших, помогай малышам.

* Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека - это значит:

* быть готовым оказать ему помощь;

* вежливо разговаривать;

* сидеть за одной партой в классе;

* вместе играть на переменах;

А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.

Игра « Словарь волшебных слов».

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо).
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте).
  5. Когда вас бранят за шалости, говорите…(прости, пожалуйста).
  6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…(до свидания).

Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).

Прочитаем хором. 3 Слайд

* Будь вежлив на словах и на деле.

Ребята, а у нас в классе есть дети, которые не знают волшебных слов?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким человеком?

Дети: - Егор, будь вежливым человеком.

Скажите, вежливый человек может быть злым?

Дети: - Нет.

Почему? (ответы уч-ся).

Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.

5уч-ся

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

6уч-ся

Землю обогнули тоненькие нити

Нити параллелей и зелёных рек.

Протяните руку, руку протяните

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки даже тает снег.

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - А может мне быть таким?

Дети: - Егор, будь добрым человеком.

4 слайд:

  • Будь добрым.
  • «Сейте разумное, доброе, вечное…» - сказал когда-то поэт Н.А.Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
  • Дари радость и улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В.Шаинского «Улыбка».

Исполняется песня «Улыбка».

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её - доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.

5 слайд :

7уч-ся

Добрые люди, ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей.

Добрыми будем, и мир добрее будет,

Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

Совершите чудо, руку протяните.

Надо, чтобы в дружбу верил человек.

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнулся незнакомый хмурый человек.

Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы - настоящий человек.

3.Заключительная часть.

А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да - поднимите зелёную карточку, если нет - красную. Работаем в паре.

Игра «Вежливо - невежливо».

  • Говорить грубые слова.
  • Обижать маленьких.
  • Поиграть с младшей сестрой или братом.
  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь пожилому перейти дорогу.
  • Заплатить за проезд в автобусе.
  • Помыть дома посуду, сходить в магазин.
  • Жаловаться на других.
  • Не уступить место в автобусе взрослому.
  • Сказать «спасибо».

Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)

Вспомните произведение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? (о простом парне, который во время пожара спас девочку)

Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)

Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)

Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (инд. работа) Проверка 6 слайд.

А какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)

Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.

7слайд:

8 уч-ся

Куда подует ветер, туда и облака.

По руслу протекает послушная река.

Но ты человек, ты сильный и смелый.

Своими руками судьбу свою делай.

Иди против ветра, на месте не стой.

Пойми, не бывает дороги простой.

Теперь не доверяют как прежде чудесам.

На чудо не надейся, судьбой командуй сам.

В удушье городов в наш беспокойный век

Почувствовать дыхание природы

Способен настоящий человек,

Влюблённый в состояние свободы.

Настоящий человек деньгами не богат,

Он в них кумира видеть не умеет.

Сокровища души - его бесценный клад,

Который никогда не оскудеет.

Настоящий человек умеет отдавать

И оттого становится богаче.

Настоящий человек не станет унывать,

Решая в жизни сложные задачи.

Настоящий человек лишь добрые дела творит,

Отвергнув мелочные страсти.

Настоящий человек не может делать зла.

И потому я всем желаю счастья.

Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, то плаксу. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. 8 слайд (небольшая беседа о выборе).

Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо - дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.

9 слайд:

Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г.Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание - человек».

Используемая литература.

Т.В.Волкова «Наука быть человеком», Волгоград, 2008г. (материалы для классных часов 1-4 классы).

  1. И.В.Персидская, Г.А.Фонова, Н.В.Лободина и др. «Классные часы в начальной школе», 2007г.
  2. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселёва «Я - гражданин России» (классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию).
  3. С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» (отрывок).
  4. Я.Л.Барто «Любочка» (отрывок).

Сущность и назначение человека
(Нравственно-этическое воспитание) (классный час в 10 классе)
Форма проведения: беседа
Цель:
дать общее представление об историческом развитии философских рассуждений, о сущности и назначении человека в этом мире;
помочь ребятам составить представление о таких понятиях, как добродетель, истинное благо, удовольствие, цель человеческого существования.
Содержание классного часа
Часть 1. Мудрые о вечном
Сегодня к нам пришли мудрые философы из прошлых веков. Проблема, которая издавна волнует умы человечества и является темой нашего сегодняшнего разговора,- сущность и назначение человека в этом мире. Давайте послушаем мысли мудрых людей и попытаемся осмыслить их высказывания. Обсудим эти воззрения и выясним, созвучны ли они с вашими представлениями.

Аристотель (384-322гг. до н.э.)
Великий древнегреческий мыслитель, воспитатель крупнейшего полководца древнего мира Александра Македонского
Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчёлы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарён речью. Голос выражает и печаль, и радость, поэтому он свойствен всем живым существам.
Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо Это свойство людей отличает их от других живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость.

Эразм Роттердамский (1466-1536)-выдающийся гуманист эпохи Возрождения
Человек-это некое странное животное, состоящее из двух чрезвычайно разных частей: из души - как бы некоего существа и тела вроде бессловесной скотины.

Блез Паскаль (1623-1662) – французский математик, физик, философ.
Суть человеческого естества - в движении. Полный покой означает смерть
Как пусто человеческое сердце и сколько нечистот в этой пустоте!
Человек несомненно сотворён для того, чтобы думать; в этом главное его достоинство и главное дело жизни, а главный долг в том, чтобы думать пристойно. И начать ему следует с размышлений о себе самом.
Но о чём думают люди? Вовсе не об этом, а о том, чтобы поплясать, спеть песни, сочинить стихи, поиграть в кольцо и т.д., повоевать, добиться королевского престола, и ни на минуту не задумываются о том, что это такое: быть королём, быть человеком.
Величие человека в его способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы -ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом -основа нравственности.
Славолюбие- самое низменное свойство человека и вместе с тем самое неоспоримое доказательство его высокого достоинства, ибо, даже владея обширными землями, крепким здоровьем, всеми насущными благами, он не знает довольства, если не окружён уважением ближних. Превыше всего он ценит людской разум. Почёт-заветная цель человека, он будет всегда неодолимо стремиться к ней, и никакая сила не искоренит из его сердца желания её достичь.
Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает каков он в действительности.
Роберт Оуэн (1771-1858)- великий английский мыслитель, социалист-утопист.
Ученик: Что такое человек?
Оуэн: Организованное существо или животное, обладающее умственными и нравственными свойствами и способностями обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим.
Ученик: Чем отличается он от животных или известных организованных существ?
Оуэн: Тем, что он одарён умственными и нравственными способностями, превосходящими способности всех остальных животных; благодаря этому он может подчинять своей власти, поэтому он является повелителем животных.
Ученик: Каким образом произошёл человек?
Оуэн: Ещё неизвестны такие факты, на основании которых кто бы то ни было из людей мог бы дать разумный или удовлетворительный ответ на этот вопрос. В настоящее время бесполезно заниматься рассмотрением этого вопроса, и единственно правильное его разрешение заключается в том, что человек, равно как и все остальные организованные существа, обязан своим происхождением неизвестной ему силе Всякое существо сообразуется с общими и индивидуальными законами, существующими для его вида.
Ученик: В чём состоит счастье человека?
Оуэн: В приятных ощущениях или умеренном удовлетворении всех его естественных потребностей.
Ученик: В чём состоит несчастье человека?
Оуэн: В болезненных ощущениях или в том, что потребности, вытекающие из его физических или нравственных способностей, не удовлетворяются.
Людвиг Фейербах (1804-1872)-выдающийся немецкий философ 19 века
Особым назначением человек обладает лишь как существо моральное, т.е. как социальное, гражданское, политическое. Это назначение человек сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стремлений.
Тот, кто сам не назначает себя для чего-либо, тот и не имеет назначения к чему-либо. Кто не знает в чём его назначение, тот и не имеет особого назначения.
Максим Алексеевич Антонович (1835-1918) – русский демократ-просветитель, последователь Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Сотрудник журнала «Современник»
Какая цель человеческого существования? В чём состоит задача или загадка человеческой жизни? Человек существует для того, чтобы существовать, живёт для того, чтобы жить.
Цель человеческого существования есть жизнь полная, разумная, приятная, словом, естественная. К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «Удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупотребления их. Под хорошей жизнью разумеют роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удовольствиями имеются кутёж, обжорство, пьянство, сладострастие. Для приобретения средств для такой жизни считается дозволительным всё: подлости, мошенничества, всякие бесчестные дела, измена, предательство. и т.д. Так что если вы спросите какого-нибудь негодяя, почему он возлюбил блага жизни, то, по его понятиям, честь и совесть вовсе не относятся к благам жизни.
Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно разумная жизнь, далёкая от удовольствий, полная лишений, самоотречения. Справедливо ли это?
Добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни.
Разумный человек поступает честно и самоотверженно, потому что этого требуют его ум, его убеждения, его чувства, вся его нравственная природа, получающая высокое наслаждение от удовлетворения; иначе он действовать не может, потому что в противном случае он ощущал бы ад внутри себя, неумолимые укоры совести, терпел бы боль и страдания от неудовлетворения своей нравственной природы.
Николай Алексеевич Бердяев (1874-1948)-русский философ 20 века
Проблема человека есть основная проблема философии. Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать. Он зависит от природной среды, и вместе с тем гуманизирует эту среду, вносит в неё новое начало. Человеческая природа динамична и изменчива.

Часть 2. «Обсуждение»
Обсудим вопросы:
1. Чем отличается человек от животного?
2. Что такое «добродетель»?
Понятие «удовольствие» в вашем представлении.
Что важнее – богатство душевное или материальное?
Каково назначение человека в вашем понимании?
Какие цели ставит перед собой нравственно гармоничный человек?
какие мысли философов нашли отклик в вашем сердце, в вашем представлении о сущности и назначении человека в этом мире?

Афоризмы о жизни

Афоризм – это роман, из которого вычеркнуто всё лишнее М.Генин
Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом. М Аврелий.
жизнь слишком серьёзная штука, чтобы говорить о ней всерьёз.
Жизнь- всего лишь дурная четверть часа, состоящая из чудесных секунд.
Что такое невозможное? То, что когда-то совершал сам.
Переделать других -очень легко, себя -намного труднее о.Уайльд
Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать её. Л.Толстой
Умереть – значит присоединиться к большинству. Петроний
Жизнь коротка, это понятно; но по сравнению с чем? А.Моруа
Так жить нельзя, а по-другому мы не умеем. Б.Крутнер
Жизнь и смерть ходят рядом, но ничего не знают друг о друге. Э.Кроткий
(классные часы в 10-11кл стр 57-62)

Часть3. Вы живёте в согласии с самим собой?
Психологическое тестирование (анонимное)
Свернись в себя самого. Смотри внутрь себя.
Предлагаю 15 вопросов. На вопросы отвечать «ДА», «Нет», «Не знаю»
Тестовые вопросы
1 Я вполне доволен собой.
2. Иногда меня беспокоят или нервируют противоречивые мысли и чувства, касающиеся людей или событий
3 Я могу самостоятельно принимать решения, касающиеся моей личной жизни.
4 Я люблю представлять себе различные ситуации, в которых веду себя совершенно иначе, чем в жизни.
5 Кроме мелких промахов, мне нечего поставить себе в вину.
6 У меня часто возникает такое чувство, что я сам(а) не знаю, чего хочу.
7. я столь хорошо знаю своё тело (организм), что понимаю, когда мелкие недомогания вызваны внутренними конфликтами или душевным разладом.
8 Меня очень огорчает то, что я никогда не достигну идеального состояния собственной личности.
9 вместо того, чтобы взрываться и злиться, я умею вести мысленный (внутренний) диалог и разговаривать с собой даже тогда, когда проблема вызывает противоречивые мнения или чувства.
10 Иногда я реагирую на определённые ситуации иначе, чем хотелось бы.
11. Есть вещи, в которые я глубоко верю. И такие ценности, во имя которых я сделал бы больше, чем могу сейчас определить.
12 Я всегда спешу, мне не хватает времени, или я берусь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека
13 Я умею поддерживать себя в трудных ситуациях, а когда у меня есть возможность (время, место,..), то я позволяю себе «переболеть.»
14 Я считаю, что сегодня мир так сильно изменился, что добро и зло стали чем-то относительным.
15 Часто, слыша критические оценки других людей в отношении себя, вслух я соглашаюсь с ними, хотя по правде я так не думаю.
Подсчёт результатов
Ответ «ДА» на вопросы 1, 3,5,7,9,11,13 10 баллов
Ответ «Нет» на вопросы 2,4,6,8,10,12,14,15-10 баллов
Ответы «Не знаю» -5 баллов
Подсчитайте очки. Стр 64-65
Основной вывод: (66-67)
В христианстве земная жизнь истолковывается как время «спасения души», преодоление наследственного греха, способ соединения человека с Богом. Вечно живут великие учёные, поэты, борцы за свободу и счастья человечества. Память о них вечна. Всё хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остаётся с ближними, не пропадает. Человек продолжает жить в своих детях, внуках, потомках.

Просмотров