Распад россии упростит жизнь всем

Вопрос 1. Что в тексте Конституции нашей страны означают слова «многонациональный народ России»?

Многонациональное государство или полиэтническое государство - государство, на территории которого проживают различные этносы - нации, народности, национальные и этнографические группы. Исторически многонациональные государства образовывались там, где государственное сплочение более или менее обширных территорий происходило до того, как начиналось формирование наций и развивались национальные движения (ряд стран Восточной Европы, в том числе Россия, и Азии), а также в ходе колониальной экспансии (страны Африки, где многие этносы были разделены границами между государствами); и в результате интенсивных миграций (например, США). Многонациональное государство состоит из более чем одной этнической группы, в отличие от этнически однородных обществ.

Мы можем быть патриотичными, не демонизируя кого-то другого. Мы можем лелеять свои собственные личности - нашу религию, нашу этническую принадлежность, наши традиции - без ущемления других. Наши системы основаны на понятии, что абсолютная власть будет коррумпирована, но люди - простые люди - в корне хороши; что они ценят семью и дружбу, веру и достоинство тяжелой работы; и что при надлежащих сдержек и противовесов правительства могут отражать эту доброту. Поверить в достоинство каждого человека, верить, что мы можем преодолеть наши разногласия и выбрать сотрудничество над конфликтом - это не слабость, это сила.

Вопрос 2. Как определяется национальность человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?

Национальность - в современном русском языке термин, обозначающий принадлежность человека к определённой этнической общности.

Непосредственная причина возникновения межнациональных конфликтов - расхождение и столкновение интересов субъектов межнациональных отношений (национально-государственных образований, наций, народностей, национальных групп). Конфликт возникает при непоследовательном и несвоевременном разрешении таких противоречий. Мощным катализатором развития конфликта является политизация национальных интересов, перекрещивание национального и государственного. Провоцируемый вплетением политических интересов в национальные конфликт достигает высшей стадии обострения, переходит в национальный антагонизм.

Это практическая необходимость в этом взаимосвязанном мире. И наши люди это понимают. Подумайте о либерийском докторе, который отправился от двери до двери, чтобы найти дела Эболы, и рассказать семьям, что делать, если они проявляют симптомы. Мы любили их. В течение 50 лет мы игнорировали этот факт.

Подумайте о том, что семьи оставляют все, что они знают, рискуя пустынными пустынями и бурными водами, чтобы найти приют; просто чтобы спасти своих детей. Люди нашей Организации Объединенных Наций не такие разные, как им говорят. Их можно опасаться; их можно научить ненавидеть - но они также могут ответить на надежду. История усеяна провалом лжепророков и павших империй, которые полагали, что всегда могут правы, и это будет продолжаться. Но мы призваны предложить другой тип руководства - лидерство, достаточно сильное, чтобы признать, что нации имеют общие интересы, а люди разделяют общее человечество, и, да, есть определенные идеи и принципы, которые являются универсальными.

Вопрос 3. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»?

Нация - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием.

Это то, что поняли те, кто сформировал Организацию Объединенных Наций 70 лет назад. Давайте продолжим эту веру в будущее, поскольку это единственный способ гарантировать, что будущее будет более ярким для моих детей и для вас. Большое спасибо. Если кто-то сказал вам, что вы можете значительно улучшить состояние мира, сделав один из самых простых вещей, вы бы это сделали? Это ничего не стоило бы. Попробуйте, вам нечего терять. И это просто потребует от вас поддержки идеи. Какая идея может иметь такое большое значение?

Мы работаем вместе в направлении нашего общего блага? Пусть «национальные правительства» каждой страны собрались вместе и объявили одним голосом и сердцем: «Пришло время, когда мы перестали сражаться между собой и начали по-настоящему работать вместе ради блага всех людей во всем мире».

Слово «нация» тоже нередко используется для обозначения этноса (в этом случае можно употреблять термин «этно-нация»). Однако правильнее словом «нация» (гражданская нация) обозначать всех граждан определённой страны, независимо от их этнических различий. Во многих странах проживают люди, принадлежащие к различным этническим группам.

Конкурентоспособный интерес представляет собой разрушительный

Сегодня - страны мира не объединены вообще. И конкурентоспособная экономическая жадность и эгоизм также очень, очень разрушительны! Взгляните на последние 100 лет. За последнее столетие из-за войны матери потеряли сыновей, дочери потеряли отцов. Целые семьи были убиты. Были две мировые войны и более 100 конфликтов и геноцидов. Десятки миллионов были убиты! Сегодня люди все еще голодают в некоторых частях мира. Бедность по-прежнему убивает детей каждый день. На улицах по-прежнему остаются бездомные.

Вопрос 4. Каковы различные понятия национальной гордости?

Национальная гордость - это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии.

Национальная гордость – чувство, лежащее в основе сложного социально-психологического явления, в котором аккумулируется и проявляется весь спектр таких морально-психологических черт, как национальное достоинство, осознание исторического вклада своей нации, в частности, Н. г. предполагает высокую оценку своих национально-культурных ценностей.

Ваша поддержка имеет значение!

Доступ к чистой воде и санитарии по-прежнему остается проблемой для тысяч людей. Богатые продолжают становиться богаче, а бедные становятся беднее. И теперь окружающая среда мира также находится в упадке. Итак, вернемся к первоначальному вопросу. Какая идея могла бы изменить все это? На самом деле, это не одна идея, а две. Вместе они образуют полное решение.

Если человечество когда-либо решит основные проблемы в современном мире, страны и их правительства должны начать «работать вместе над своим коллективным достоянием». Такое возможное сплоченное психологическое глобальное единство и сотрудничество должны существовать, чтобы любые реальные изменения стали возможными.

Национальная гордость - исполненность человека сознанием принадлежности к своей нации, неразрывной связи с ней, сопряженная с чувством любви к родному отечеству и пониманием святой, кровной ответственности за его судьбу.

Вопрос 5. Какое значение имеют национальные традиции?

Национальные традиции - сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей.

В настоящее время национальные правительства психологически тянут в разных направлениях, в соответствии с их собственными эгоцентричными интересами. Им нужно, чтобы все направлялись в одном направлении - в соответствии с их общим благим. Второе - должно быть мудрое руководство. Извините, но выбор людей для запуска целых стран основывается исключительно на не что иное, как на «конкурсе популярности» - просто просит неприятностей! И это именно то, что происходит. Ему нужны «Независимые стандарты оценки», как и любая другая важная роль в обществе.

Людям любого народа присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Вы не позволяете пилоту летать на самолете на основе «популярности». Он должен быть «квалифицированным» - на основе независимых оценочных тестов. Или позвольте хирургу работать без надлежащих навыков. Каждый из них независимо оценивается для обеспечения того, чтобы у них были правильные навыки для этой роли - и, безусловно, «мудрость» является одним из самых важных для политического лидера, отвечающего за всю страну. Эти две простые идеи сами по себе - все, что требуется для значительного улучшения состояния мира.

Единство Мудрое Лидерство = Прекращение большинства мировых проблем. Поговорите с другими о поддержке этих идей. Поддержка идеи не стоит ничего. Но это от поддержки идеи - например, выбора летать на Луну - что идея начинает собирать необходимый импульс и силу, чтобы стать реальностью!

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно - с болью или негодованием, не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Как и в этой истории, когда каждый из нас вносит свой вклад в нашу поддержку, общая сила, которую мы создаем, растет, и «тем самым действием» приближает нас к единству, которое нам необходимо для изменения нашего мира к лучшему. Помните - идеи - это не просто идеи. Они - семена действия, которые изменяют мир!

Более чем когда-либо мы зависим от успешного сотрудничества наций в отношении решений на планетарном уровне. Многие из самых страшных проблем сегодняшнего дня не могут быть решены действиями, предпринимаемыми в рамках отдельных стран, но будут находить решения только в том случае, если глобальное сообщество вступит в силу в коллективных действиях. Однако чаще всего глобальное сотрудничество терпит неудачу, даже если проблема четко определена, а варианты действий достаточно хорошо поняты. Один ответ, который приходит на ум очень легко, состоит в том, что узкое стремление людей к их собственным интересам превзойдет любую возможность коллективных действий.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду.

Вопрос 6. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?

Если народы будут сотрудничать это гарантирует маловероятность конфликтов между ними. а где нет конфликтов, там и войн нет. Тем более есть экономическая сторона вопроса. Взаимодействие между народами создают стабильную экономическую ситуацию и взаимную поддержку в экстренных случаях.

Это объяснение настолько мало, насколько оно пессимистично. Если бы это было в центре проблемы, неудача была бы неизбежной. Мы не будем менять человеческую природу во времени. Хорошей новостью является то, что неотъемлемый человеческий интерес, хотя и не совсем простой, не является единственной причиной неудачи глобального сотрудничества. Как и само по себе, люди, как выясняется, также по своей сути являются кооперативными. С раннего возраста дети способны и, что еще важнее, очень мотивированы, чтобы взаимодействовать с другими, чтобы достичь общих целей.

Вопрос 7. В чём опасность межнациональных конфликтов?

Стороны конфликта имеют сложную структуру. Нация или этническая группа не всегда выступает совокупным субъектом. Им может выступить отдельная личность, определенная организация или движение, которые берут на себя представительство нации или этнической группы. Люди не только не осуществляют свои национальные интересы, а теряют многое из того, что было, вплоть до прав человека и гражданина.

Более того, другие приматы, похоже, разделяют многие из основных способностей, необходимых для сотрудничества. Следовательно, сотрудничество, по-видимому, давно является частью биологической истории человека, и многие из необходимых способностей и мотиваций наследуются. Даже взрослые люди выбирают сотрудничество по поводу отступлений, если им не уделяется слишком много времени, чтобы подумать об этом. Быстрое принятие решений, реакция людей на здоровье - это сотрудничество. Дело в том, что мы сотрудничаем гораздо больше, чем мы можем предсказать, основываясь только на собственных интересах.

Межнациональный конфликт имеет свои этапы, стадии механизмы развития и решения. Наибольшую опасность для общества представляют вооруженные конфликты.

В многонациональном обществе конфликты неизбежны. Опасность не в них самих, а в способах их разрешения. Каждый межнациональный конфликт имеет свои временные рамки. В современном мире страны и народы так взаимосвязаны, что даже незначительные конфликты в одной стране могут служить зажигательной смесью для всего мирового сообщества, тем более в тех странах, как Российская Федерация, которые располагают ядерным оружием.

Сотрудничество является такой же частью человеческой природы, как и личный интерес. Таким образом, тот факт, что глобальное сотрудничество терпит неудачу, не является предрешенным. Задача состоит в том, чтобы создать контекст для глобального сотрудничества, который выявляет кооперативную сторону в нас.

Плохая новость заключается в том, что мы не знаем, как это сделать. Это потому, что мы не знаем, как работает сотрудничество, когда вы переходите от небольших групп людей к планетарному уровню. Нам не хватает знаний для успешного вмешательства. Мы приходим к этой проблеме во время хруста с пустыми руками.

Вопрос 8. Каким образом можно предотвратить межнациональные конфликты?

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.

Мы знаем, как создать контекст, который способствует сотрудничеству между ограниченными группами людей. Например, местное сотрудничество хорошо работает, когда вероятность взаимности высока, и кооператоры доверяют друг другу. Люди взаимодействуют лучше, когда каналы коммуникации эффективны, кооператоры считают себя похожими друг на друга, и система позволяет обмануть мошенников. Мы не знаем, как эти факторы действуют в сценарии глобального сотрудничества. Но разве это не глобальное сотрудничество, как местное сотрудничество, кроме как с большим количеством людей?

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какому бы этносу он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

Разве мы не можем просто взять то, что знаем о местном сотрудничестве и экстраполировать на группу из 7 миллиардов? Причина, по которой глобальное сотрудничество терпит неудачу, может заключаться в том, что взаимные отношения, доверие, общение, наказание и межличностное сходство все скомпрометированы в этом масштабе. Если бы это было в центре проблемы, опять же неудача была бы неизбежной. Потому что это не то, как работает глобальное сотрудничество.

Да, никто не может скрыться от последствий неудачного глобального сотрудничества. Да, все в какой-то мере станут частью глобальных решений. Но каков фактический масштаб, на котором происходит глобальное сотрудничество? Глобальное сотрудничество включает в себя несколько уровней решений. Решения часто передаются представителям более крупных общин для координации действий на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях. Таким образом, хотя последствия того, что мы называем «глобальным сотрудничеством», на самом деле глобальны, сам процесс принятия решений осуществляется в относительно небольших группах людей.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии. Большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.

Каковы различия между местным сотрудничеством, как мы знаем, и испытываем его каждый день и глобальное сотрудничество, если размер группы кооператоров примерно одинаковый? Разница в том, что люди, которые взаимодействуют в глобальном сценарии сотрудничества, реагируют на другое, более сложное проблемное пространство. Международные представители, которые проводят основную часть переговоров, в принципе взаимодействуют, как люди, но одновременно несут бремя говорить за гораздо более широкий круг лиц.

Эти люди действуют как члены небольшой группы экспертов, так и представители интересов тысяч или миллионов людей. Этот дополнительный уровень ответственности может кардинально изменить структуру сотрудничества. Нам отчаянно нужно знать, как это сделать.

Вопрос 9. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?

В Конституции РФ записано: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ст. 26). Национальное самоопределение означает, что сам человек может определить свою национальную принадлежность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным; по традициям и обычаям, которые он соблюдает; по культуре, которая ему наиболее близка.

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы – с преподаванием на родном языке.

Вопрос 10. Найди в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века, тебе известны? Назови нации и народности, живущие в разных странах в наше время.

Это время было наполнено бурными событиями: рождением и гибелью империй, походами завоевателей и народными восстаниями, рождением новых религий и учений.

А что касается народов, населявших разные земли в средние века, то, их было множество, вот к примеру:

1. Русь (русы, русины) - народ, давший своё имя первому государству восточных славян - Киевской Руси.

2. Норманны, населявшие Западную Европу.

3. Балты (или балтийские народы) - народы индоевропейского происхождения, носители балтийских языков, населявшие в прошлом территории современных балтийских государств.

4. В тропических лесах Центральной Африки жили племена пигмеев, бушменов и другие. Они занимались охотой и собирательством.

Народы Австралии и Океании

Австралийцы, Кирибати, Маори, Микронезийцы, Науру, Новозеландцы, Норфолкцы, Папуасы, Полинезийцы, Таитяне, Токелау, Тувалу, Фиджийцы, Футуна, Яп

Народы Азии

Арабы, Армяне, Вьетнамцы, Грузины, Китайцы, Корейцы, Ливанцы, Малайцы, Монголы, Персы, Саудовцы, Татары, Узбеки, Филиппинцы, Японцы

Народы Африки

Банту, Берберы, Волоф, Египтяне, Зулу, Кабовердцы, Ливийцы, Марокканцы, Масаи, Пигмеи, Рунди, Суданцы, Туареги, Тунисцы, Южноафриканцы

Народы Европы

Англичане, Белорусы, Голландцы, Греки, Датчане, Испанцы, Итальянцы, Литовцы, Молдаване, Поляки, Португальцы, Русские, Финны, Французы, Шведы

Народы Северной Америки

Американцы, Ацтеки, Гаитийцы, Гондурасцы, Канадцы, Команчи, Кубинцы, Майя, Мексиканцы, Микмаки, Навахо, Панамцы, Сальвадорцы, Чироки, Ямайцы

Народы Южной Америки

Аргентинцы, Боливийцы, Бразильцы, Венесуэльцы, Гайанцы, Гвианцы, Гуарани, Индейцы, Карибы, Колумбийцы, Перуанцы, Суринамцы, Тукуна, Чилийцы, Эквадорцы

Вопрос 11. Приведи примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.

Конфликты: Греко-персидские войны; Пунические войны между Римом и Карфагеном.

Угнетение: татаро-монгольское иго; завоевание персами Передней Азии; завоевание Испанией Мексики: оккупация Японией территорий Китая и Кореи.

Вопрос 12. В притче давних времён рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе всё, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.

Подумай, о чём говорит эта притча. Объясни, как ты оцениваешь ответ человека волшебнику.

Пусть мне будет плохо, тогда моему врагу будет еще хуже – это краткая характеристика этого человека. Он настолько ненавидит враждебное племя, что готов страдать, чтобы враг страдал вдвойне. Значит вражда и злоба этого человека – выше собственного счастья и здоровья. Вот о чем говорит эта притча, также эта притча свидетельствует о вражде между нациями испокон веков.

Вопрос 13. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

Виктор Гюго обратил внимание на равноценность всех людей независимо от их национальной принадлежности, с этим согласен, но математически малые народы и низкорослые люди существуют.

Вопрос 14. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности, а мать - другой. Объясни, о чём свидетельствует этот факт. Предположи, как бы определили национальную принадлежность дети в этих семьях.

О том, что наша страна многонациональная, смешанные браки привносят в нашу культуру множество различных изменений, делают её более яркой и интересной, а смешение крови, обновляет её.

Недавно после долгого молчания выступил с новым общедоступным текстом Владислав Сурков. Сам текст , озаглавленный «Кризис лицемерия» и выдержанный в стиле, типичном для иллюстрированных журналов с интеллектуальными претензиями, не очень интересен. Автор не то чтобы осуждает Запад за неискренность - тут уж действительно чья бы корова мычала, - но констатирует, что в современных демократиях эффективность лицемерия как средства контроля утрачена. Поэтому Сурков согласен с «вещими комиксами» и другими авторитетными источниками в том, что может появиться Царь Запада, который сильной рукой выведет мир из хаоса. Возможно, хорошим примером для такого царя послужит деятельность самого Суркова в ДНР и ЛНР.

Напомню, что до вынужденного погружения в дела сопредельного государства автор претендовал - хотя и не очень успешно - на роль одного из идеологов российской власти. Именно Суркову принадлежит наделавший в свое время много шума термин «суверенная демократия», которую предлагалось рассматривать то ли как альтернативу, то ли как национальный вариант демократии западной. Тут Владислав Юрьевич, конечно, дал маху, на что ему с надлежащей строгостью указали старшие по служебному положению товарищи. Смысл российского - как и любого иного - электорального авторитаризма состоит в том, чтобы притворяться демократией, не будучи ею. А поскольку все догадываются, что на Западе все-таки настоящая демократия, а в России - не очень, то любое противопоставление губительно. У нас демократия, и всё. Не хуже других. Такая же. И не надо, пожалуйста, никаких прилагательных.

Теперь Сурков, будучи человеком, с одной стороны, понятливым, а с другой - не лишенным известного полета фантазии, занял политически правильную позицию, но творчески ее развил в том направлении, что на Западе-то демократия на последнем издыхании, а вот Россия по-прежнему лелеет идеал народовластия. Естественно, что дискутировать о природе демократии при такой постановке вопроса уже не приходится, и на первый план в исходной формуле выходит суверенитет. Это - центральное понятие современной российской идеологии.

О суверенитете сейчас говорят много, и не только в СМИ, но даже с самых высоких трибун. Российское понятие о суверенитете включает две аксиомы, которые стоит рассмотреть последовательно. Предварительно замечу, что ни один из этих моментов не уникален: каждый из них обычен для любого логически последовательного понятия о суверенитете. Весь фокус в том, каким образом они специфицируются применительно к современным реалиям.

Первая аксиома гласит, что все решения о власти в данной стране принимаются сугубо на национальном уровне. Это неоспоримо. Достаточно посмотреть на то, как остро американцы воспринимают любые внешние попытки повлиять на их собственный политический процесс, чтобы убедиться: они тоже действуют в полном соответствии с этой аксиомой. Однако специфика российской интерпретации все-таки налицо. Чтобы отделить ее от базового содержания, стоит посмотреть на происходящее в Сирии.

Причиной этих событий стал кризис исключительно жестокой, по-настоящему варварской диктатуры, установленной в Сирии семейством Асад. Думаю, только интеллектуально недобросовестный человек может публично заявлять о том, что режим Асадов хотя бы в какой-то момент времени был выбором сирийского народа. Асады пришли к власти путем военного переворота и избирались президентами исключительно на безальтернативной основе, в условиях подавления любой оппозиции. В 2011 году произошло восстание, которое режим пережил, но полностью подавить не смог. Началась гражданская война. А специфика современной гражданской войны состоит в том, что в любой более или менее важной стране она вовлекает внешних участников.

Эта последняя деталь и оказалась в центре российской интерпретации понятия о суверенитете. До смерти напуганные в свое время призраком цветных революций, российские власти, во-первых, рассматривают любую существующую власть в любой стране (кроме Украины) как законную, а любую попытку свергнуть эту власть, какой бы кровавой тиранией она ни была, исключительно продуктом внешнего вмешательства. Подчеркну еще раз, внешнее вмешательство всегда имеет место, и Украина дает хороший пример того, что Россия тоже не упускает свой шанс половить рыбку в мутной воде. Но этот аспект всегда вторичен. Революции не случаются по заказу извне. В западной традиции политической мысли суверенитет народа состоит, в частности, в том, что он может покончить с тиранией. А поскольку выборы в таких условиях не инструмент, остается гражданское неповиновение или восстание. При ином подходе понятие о суверенитете народа подменяется понятием о суверенитете власти, и именно так суверенитет рассматривается в современной российской идеологии.

Второй аспект российского понятия о суверенитете состоит в том, что все решения о внешнеполитическом курсе должны приниматься на национальном уровне, и если этот тезис сформулирован в таком лапидарном виде, то он тоже неоспорим. Однако спецификация этого тезиса в российской публичной речи более спорная: поскольку большинство национальных правительств принимают свои внешнеполитические решения, учитывая интересы США (вариант - Евросоюза), то их суверенитет - ограниченный.

Проблема с этой интерпретацией состоит в том, что принимать во внимание интересы США и/или Евросоюза выгодно, и для большинства правительств это соответствует их собственным предпочтениям. Они сами ограничивают свободу своего внешнеполитического маневра. Возьмем одну из главных претензий России к Западу - расширение НАТО на восток. Да, восточноевропейские страны, вступив в НАТО, ограничили свою оперативную свободу. Но они сделали это не просто добровольно, а с колоссальным желанием. Они просились в НАТО и отмечали вступление в блок как национальный праздник. Почему они туда стремились, спросите у Дональда Трампа. Он расскажет о том, какая доля расходов блока приходится на американских налогоплательщиков. А уж о том, что новым членам Евросоюза достались кое-какие коврижки, распространяться и вовсе не стоит. Собственно, даже Владимир Путин в былые времена говорил, что и России неплохо бы войти в западные альянсы. Видел, стало быть, выгоду.

И ведь нельзя сказать, что российские интересы никто не учитывает. Даже некоторые из восточноевропейских стран, которые в российских СМИ высокомерно третируются как сателлиты западных держав, время от времени высказывают особое мнение по чувствительным для России вопросам вроде санкций. Ограничивают ли они при этом свой суверенитет в пользу нашей страны? Нет, они просто заботятся о собственной выгоде. Однако общее правило состоит в том, что для большинства стран американские интересы важнее российских. Есть исключения: Иран, Северная Корея, та же Сирия и еще пять-шесть государств, среди которых по отнюдь не странному стечению обстоятельств нет ни одной демократии. Все эти страны - малые или средние. Наивно считать, что в их число входит Китай. Для него Америка важнее.

Мы больше не говорим о «суверенной демократии». Но идея не исчезла, а просто приобрела более адекватное содержание: антиамериканская диктатура. Именно такое содержание становится нашим собственным политическим ориентиром. Почему бы и нет? Дело выбора. Надо понимать, однако, что как ты себя определяешь, так к тебе и относятся окружающие, и учитывать это, оценивая перспективы улучшения отношений с окружающим миром.

Просмотров