Какие свойства характерны для водной. Какие среды обитания организмов вам известны

Средой называют всё то, что окружает живое существо в природе. На Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и, наконец, одни живые организмы могут являться средой обитания для других. Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни. Каждый живой организм приспосабливается к среде обитания и к специфическим условиям жизни, в которых ему приходится существовать.

Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете. Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна по сравнению с другими средами.

Наибольшее значение для живущих в ней организмов имеют свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани - внутренний и наружный скелет.

Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры.

Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха. Поэтому загрязнение воздуха оказывает негативное воздействие на организмы.

У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления.

Вода служит средой обитания для многих организмов. Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни. Водные организмы очень разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды.

Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. К ним относятся как множество мелких растений и животных, так и достаточно крупные организмы, например медузы. У активных пловцов (рыбы, дельфины, киты и др.), как правило, обтекаемая форма тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы.

Вода способна накапливать и удерживать тепло, в связи с этим в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.

Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубоких океанских впадин. Растения живут только в верхних слоях воды, куда проникает солнечный свет.

Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.

Почва - верхний рыхлый плодородный слой суши. Она состоит из неорганических веществ - минеральных веществ, воды и воздуха, а также содержит много органического вещества - остатки растений и животных, продукты их разложения (перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки.

Огромную роль играет почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством - плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур.

Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Тела живых организмов могут служить средой обитания для других организмов. Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам. Изменяются физиологические процессы, например, у них анаэробное дыхание.



































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок №2.

Тема: “Среда обитания организмов и ее факторы”

(Урок изучения нового материала)

Цели: расширить и углубить знания о среде обитания организмов, сформировать понятия об экологических факторах, подразделении их на группы, толерантности организмов.

Задачи: раскрыть особенности экологических факторов, рассмотреть их влияние на живые организмы, формировать знания о многообразии адаптаций организмов к условиям окружающей среды и умение выявлять действие местных экологических факторов на живую природу.

Оборудование: компьютерная презентация, тестовые задания, листы самооценки, задания для самостоятельной работы.

Основные понятия: среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, анабиоз.

Ход урока

1. Вводное слово учителя:

Cообщение темы, целей и задач урока, требований к знаниям и умениям уч-ся по данной теме.

2. Работа в группах и беседа с опорой на запас знаний учащихся об общем понятии “среда обитания” и о специфических условиях каждой из сред обитания: водной, наземно-воздушной, почвенной и средой.

1) Что такое среда обитания? – Все, что окружает живое существо в природе, называют средой обитания.

2) Какие среды обитания, освоенные и заселенные живыми организмами, вы знаете?

1. Водная,

2. Наземно-воздушная

3. Почвенная

4. Среда, образуемая самими живыми организмами.

Каждая из этих сред имеет свои условия жизни.

3) Задание:

Вспомните все, что вы знаете о специфических условиях каждой из сред обитания и расскажите об особенностях каждой из них.

(Работа в парах по заданию).

Рассказ учащихся о средах обитания, о многообразии условий с демонстрацией компьютерной презентации.

Среда обитания

3. Все живые организмы , населяющие Землю, испытывают влияние экологических факторов среды.

Экологические факторы - это отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий индивидуального развития.

Запись понятия в тетрадь.

4. Экологические факторы многообразны. Существует несколько их классификаций, в зависимости от подхода. Это: по влиянию на жизнедеятельность организмов, по степени изменчивости во времени, по длительности действия. Рассмотрим классификацию экологических факторов, основанную на их происхождении.

5. (Составление схемы):

1) Абиотические факторы (неживой природы): температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф, движение воздушных масс.

2) Биотические факторы (живой природы): влияние организмов или популяций одного вида друг на друга, взаимодействие особей или популяций разных видов.

3) Антропогенные факторы (связанные с воздействием человека на природу): прямое воздействие человека на организмы и популяции, экологические системы, косвенное -воздействие человека на среду обитания различных видов.

6. Давайте вначале рассмотрим с вами влияние первых трех абиотических факторов среды , так как их влияние более значительно - это температура, свет и влажность.

Например, у майского жука личиночная стадия проходит в почве. На него влияют абиотические факторы среды: почва, воздух, косвенно влажность, химический состав почвы- совсем не влияет свет.

Например, бактерии способны жить в самых экстремальных условиях - их находят в гейзерах, сероводородных источниках, очень соленой воде,на глубине Мирового океана, очень глубоко в почве, во льдах Антарктиды, на самых высоких вершинах (даже Эвересте 8848 м), в телах живых организмов.

Сообщения учащихся о воздействии на живые организмы абиотических факторов: а) температуры, б) света, в) влажности с демонстрацией компьютерной презентации.

Приведите примеры негативного воздействия абиотических факторов в нашей местности.

7. Антропогенные факторы.

Беседа по вопросам: В чем заключается воздействие человека на природу? Приведите примеры положительного воздействия на природу нашей местности, которыми вы могли бы гордиться? Приведите примеры отрицательного воздействия на природу нашей местности, которых мы должны стыдиться? (Краеведческий материал).

Приведите примеры экологического воздействия на природу в нашей школе.

Компьютерная презентация о природном биосферном заповеднике “Ростовском”, расположенном на территории нашего Орловского района ростовской области, рассказ о работе экологического кружка нашей школы.

8. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Найдите ответ на вопрос: Что такое толерантность?

Что такое кривая толерантности?

9. Сообщение учащегося о разной степени выносливости видов организмов к воздействию тех или иных факторов, о разнообразии приспособлений (адаптаций) живых организмов к влиянию различных экологических факторов.

1). Смена времен года, наступление светлого и темного времени суток или прилива и отлива.

2). Диапауза (состояние физиологического покоя) у насекомых, сбрасывание листвы листопадными деревьями, приливно-отливный ритм перемещения животных, обитающих в зоне прилива (например, крабов), изменение густоты меха у млекопитающих.

3). Миграции (у перелетных птиц, северных оленей).

4). Анабиоз – временная и обратимая остановка жизненных процессов.

Запись понятия в тетрадь.

10. Сделаем выводы:

1). На все живые организмы действуют абиотические, биотические и антропогенные факторы.

2). В зависимости от влияния различных факторов у организмов появляются разнообразные приспособленности.

3). Влияние антропогенного фактора на организмы очень велико.

11. Тесты

12. Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы стр.299.Подобрать материал (по желанию) об экологических проблемах, комплексном воздействии экологических факторов на организмы местных видов.

Лист учета и самооценки знаний по теме “Среда обитания организмов и ее факторы”.

Тесты по теме “Среда организмов. Факторы среды”.

1. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:

а). абиотическими;

б). биотическими;

в).экологическими;

г).антропогенными.

2.. Факторы, определяющие пределы выживаемости вида, называют:

а). абиотическими

б). антропогенными;

в). оптимальными;

г). ограничивающими.

3. Взаимное влияние одного или разных видов относят к факторам:

а). биотическим;

б). абиотическим;

в). антропогенным;

г).ограничивающим.

4. К биотическим факторам среды относят:

а). создание заповедников;

б). разлив рек при половодье;

в). обгрызание зайцами коры деревьев;

г). поднятие грунтовых вод.

5. К каким факторам относят увеличение продолжительности светового дня, вызывающие сезонные изменения у организмов?

а).антропогенным;

б). биотическим;

в).абиотическим;

г).ограничивающим.

6. Все виды деятельности человека относят к факторам:

а). абиотическим;

б).биотическим;

в).антропогенным;

г). периодическим.

1. Какие среды жизни вам известны?

Ответ. Основные среды жизни - водная среда, наземно-воздушная среда и в почвенная среда. Каждая определяются физическими и химическими свойствами этих сред жизни. Эти свойства оказывают значительное влияние на действие других факторов неживой природы - стабилизируют сезонные колебания температуры (вода и почва), постепенно изменяют освещенность (вода) или полностью ее исключают (почва) и т. п. Вода - плотная по сравнению с воздухом среда, обладающая выталкивающей силой и являющаяся хорошим растворителем. Поэтому многие организмы, обитающие в воде, характеризуются слабым развитием опорных тканей (водные рас­тения, простейшие, кишечнополостные и т. п.), особыми способами передвиже­ния (парение, реактивное движение), особенностями дыхания и приспособлениями к поддержанию постоянства осмотического давления в клетках, образующих их тела. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани - внутренний и наружный скелет. Почва - это верхний слой суши, преобразованной в результате жизнедеятельности живых существ. Между частицами почвы имеются многочисленные полости, которые могут быть заполнены водой или воздухом. Поэтому почву населяют как водные, так и воздуходышащие организмы.

Также выделяется организменная среда.

2. Какие экологические факторы вы знаете?

Ответ. Экологические факторы подразделяют на три типа.

1) Абиотические факторы - элементы неживой природы, воздействующие на живой организм. К ним относят свет, температуру, влажность, химический состав почвы, воздуха, воды. Также в эту группу входят такие сложные факторы, как рельеф местности, ветер, водные течения, приливы и отливы, смена времен года и др.

2) Биотические факторы - все виды влияний на организмы со стороны других живых организмов. Воздействие может быть прямым (например, отношения «хищник - жертва») либо косвенным - если один вид изменяет среду обитания другого (например, земляной червь, питаясь, рыхлит землю, и это оказывает благоприятное действие на растения, поскольку улучшается аэрация корней).

3) Антропогенные факторы - все формы активности человека, которые производят воздействие на живую природу - повреждающее (вырубка лесов, загрязнение водоемов, воздуха) или благоприятное (создание заповедников, сохранение редких видов).

Вопросы после § 75

1. Что такое экологические факторы? Какие группы экологических факторов вам известны?

Ответ. Условия среды оказывают определенное влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ. В связи с этим условия среды рассматривают как экологические факторы.

Экологические факторы очень многообразны как по своей природе, так и по воздействию на живые организмы. Условно все факторы среды подразделяются на три основные группы – абиотические, биотические и антропогенные.

Абиотические факторы – это факторы неживой природы, прежде всего климатические: солнечный свет, температура, влажность, и местные: рельеф, свойства почвы, соленость, течения, ветер, радиация и т. д. Эти факторы могут влиять на организмы прямо, т. е. непосредственно, как свет или тепло, либо косвенно, как, например, рельеф, который обусловливает действие прямых факторов – освещенности, увлажнения, ветра и пр.

Антропогенные факторы – это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.

В свою очередь, организмы сами могут оказывать влияние на условия своего существования. Например, наличие растительного покрова смягчает суточные колебания температуры вблизи поверхности Земли (под пологом леса или травы), влияет на структуру и химический состав почв.

Все имеющиеся в природе экологические факторы воздействуют на жизнь организмов по-разному и имеют различную степень важности для разных видов.

2. Какие среды обитания организмов вам известны? Докажите, что среда обитания оказывает влияние на строение и жизнедеятельность организма.

Ответ. Средой называют всё то, что окружает живое существо в природе. На Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и, наконец, одни живые организмы могут являться средой обитания для других. Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни. Каждый живой организм приспосабливается к среде обитания и к специфическим условиям жизни, в которых ему приходится существовать.

Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете. Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна по сравнению с другими средами.

Наибольшее значение для живущих в ней организмов имеют свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани - внутренний и наружный скелет.

Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры.

Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха. Поэтому загрязнение воздуха оказывает негативное воздействие на организмы.

У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления.

Вода служит средой обитания для многих организмов. Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни. Водные организмы очень разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды.

Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. К ним относятся как множество мелких растений и животных, так и достаточно крупные организмы, например медузы. У активных пловцов (рыбы, дельфины, киты и др.), как правило, обтекаемая форма тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы.

Вода способна накапливать и удерживать тепло, в связи с этим в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.

Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубоких океанских впадин. Растения живут только в верхних слоях воды, куда проникает солнечный свет.

Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.

Почва - верхний рыхлый плодородный слой суши. Она состоит из неорганических веществ - минеральных веществ, воды и воздуха, а также содержит много органического вещества - остатки растений и животных, продукты их разложения (перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки.

Огромную роль играет почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством - плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур.

Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Тела живых организмов могут служить средой обитания для других организмов. Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам. Изменяются физиологические процессы, например, у них анаэробное дыхание.

3. Что такое толерантность? Что характеризует кривая толерантности?

Ответ. У организмов, живущих в определенной среде, вырабатываются специфические приспособления к экологическим условиям именно этой среды.

Однако организмы имеют разную толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – способность выдерживать изменения условий жизни (например, колебания температуры, влажности, света). Это очень важное свойство живого, позволяющее приспособляться к изменяющимся условиям.

Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы. Например, организм может погибнуть как от слишком низкой, так и слишком высокой температуры. Графики, показывающие условия толерантности называют кривыми толерантности. Положение вершины кривой указывает оптимальные (наилучшие) условия по этому фактору для особей данного вида.

Для некоторых видов характерны кривые с очень острыми пиками. Это означает, что диапазон условий, при которых особи данного вида могут нормально существовать, очень узок. Пологие кривые соответствуют широкому диапазону толерантности.

Организмы с широкими границами устойчивости, конечно, имеют шансы на более широкое распространение. Однако широкие границы по одному экологическому фактору вовсе не означают широких границ по всем факторам. Например, многие земноводные могут выдерживать значительные колебания температуры, но не переносят даже кратковременного высыхания кожи.

4. В чем сущность закона минимума и к каким последствиям может привести пренебрежение его требованиями в сельском хозяйстве?

Ответ. По экологическому закону минимума успешную жизнедеятельность организма ограничивает экологический фактор, количество и качество которого близки к минимуму, необходимому организму.

Если в почве достаточно азота, фосфора и других минеральных веществ, но не хватает калия, растение будет развиваться только до тех пор, пока не усвоит весь калий.

Факторы, сдерживающие развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями, называются лимитирующими.

5. Что такое адаптация? Какую роль она играет в жизни организма?

Особым приспособлением к неблагоприятным условиям является анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедляются, что отсутствуют все видимые признаки жизни. Такое состояние характерно для спор, сухих семян, для одноклеточных организмов, некоторых червей, членистоногих, земноводных. В состоянии анабиоза организмы могут переносить крайне неблагоприятные условия, например глубокое промерзание.

Приведите примеры адаптации (приспособленности) у животных и растений, живущих в сходных условиях.

Ответ. Процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды называется адаптацией.

Адаптация означает приспособление строения и жизнедеятельности организма к воздействию тех или иных экологических факторов. Среди приспособлений организмов к условиям среды наиболее наглядными можно считать морфологические адаптации, т. е. особенности внешнего строения растений и животных.

Соответствие организма и среды особенно отчетливо прослеживается при ознакомлении с реакциями ее обитателей на циклические изменения внешних условий. Смена времен года является периодически повторяющимся, или циклическим, изменением, так же как и поочередное наступление то темного, то светлого времени суток или прилива и отлива.

Многократное воздействие циклических изменений привело к возникновению у организмов ряда особенностей образа жизни, которые сами по себе также являются циклическими. Таковы, например, диапауза (состояние физиологического покоя) насекомых, ежегодное сбрасывание листвы листопадными деревьями, приливно-отливный ритм перемещения животных, обитающих в зоне прилива (например, крабов), сезонный цикл изменения густоты и часто окраски меха у млекопитающих.

Из сезонных изменений образа жизни широко распространенным приспособлением к неблагоприятным условиям у многих животных являются миграции. К ним относятся перемещения в новые убежища или массовые переселения в иные климатические области (наподобие ежегодных перелетов птиц, миграций северных оленей и т. п.).

Растения и прикрепленные животные перемещаться не могут. Именно у этих организмов сезонные изменения нередко проявляются наиболее ярко. Например, некоторые виды молочаев, живущие в засушливых районах, образуют в течение одного года три поколения листьев, причем листья каждого поколения обладают своим характерным строением. У некоторых из них во время влажного сезона образуются сравнительно крупные листья. Во время более засушливого сезона они опадают, а на смену им приходят мелкие листья или чешуйки. Иногда исчезает и такая листва, а растение проводит наиболее засушливый период лишь с зелеными стеблями да колючками.

Особым приспособлением к неблагоприятным условиям является анабиоз - состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедляются, что отсутствуют все видимые признаки жизни. Такое состояние характерно для спор, сухих семян, для одноклеточных организмов, некоторых червей, членистоногих, земноводных. В состоянии анабиоза организмы могут переносить крайне неблагоприятные условия, например глубокое промерзание.

Жизненными формами, или биоморфами, называют определенный тип приспособления разных организмов к основным факторам общей среды обитания, приводящий к выработке некоторого сходства во внешнем облике, строении и функциях (конвергенция). В то же время в определении одного из специфических понятий экологии, каким является «жизненная форма» , в литературе существует большой разнобой, как и в оценке его значения (одни считают очень важным, другие - бесполезным) .

Это понятие раньше стали применять ботаники, позднее (благодаря Д. Н. Кашкарову) - зоологи.

Понятие о жизненных формах растений развилось на почве ботанической географии. А. Гумбольдт (1807) и Гризебах (1872) при описании растительного покрова выделили группы растений, которые определяют ландшафт. Эти группы были названы физиогномическими формами растений. Рейтер (1885) дал систему этих форм. Варминг (1895), сформулировавший понятие о жизненных формах растений, понимает под ними группы растений, вегетативное тело которых «находится в гармоническом сочетании с окружающим миром, среди которого проходит жизненный процесс растения от проростка до плодоношения и до смерти».

Конвергенция (от лат. convergo - приближаюсь, схожусь)

Конвергентная эволюция - эволюционный процесс, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях, то есть относящихся к одной экологической гильдии.

Примером конвергенции на основе аналогичных органов могут служить крылья насекомых и крылья птиц, жабры моллюсков и рыб,

У плавающих ископаемых пресмыкающихся ихтиозавров и у млекопитающих дельфинов форма тела и передних конечностей в процессе эволюции приобрела конвергентное сходство с формой тела и плавниками рыб.

Формирование жёсткого тяжёлого скелета с защитной функцией в различных группах сидячих животных. Такие скелеты характерны для губок (Porifera), кораллов

Кактус и молочай, произрастая в очень похожих условиях жарких пустынь (одно - в Америке, а другое - в Африке), оба растения независимо друг от друга приобрели толстый стебель, чтобы накапливать влагу, и шипы для защиты от поедания животными.

Дикобразы, ежи и ехидны относятся к совершенно разным отрядам (а ехидна так и вообще яйцекладущее млекопитающее). Да и живут в совершенно разных местах. Тем не менее конвергенция сыграла свою роль - для защиты все эти животные вырастили иголки.

Просмотров